Опасность самостоятельного лечения

Давайте вспомним на секунду фильм режиссера Рашида Нугманова «Игла» который был выпущен на экраны в 1988году. Моро (Виктор Цой) приезжает в Алма-Ату и останавливается у своей старой подруги Дины (Марина Смирнова). Вскоре он узнаёт, что она стала наркоманкой, а её квартира превратилась в притон и хранилище наркотиков. По просьбе девушки Моро увозит её к Аральскому морю, где Дина начинает выздоравливать. Но после возвращения в город всё начинается сначала.

Идеальным примером дилетантского решения являются действия главного героя фильма «Игла», который решил, что если его подруга пережила «ломку», значит все само собой должно нормализоваться. Там же показана и несостоятельность такой методики. Стрессовая ситуация, контакт с практикующими наркоманами, возможность доступа к психотропному веществу и таким образом  наркотики вернулись в жизнь героини. Девушке не удалось, расставшись с пагубным пристрастием, прийти к нормальному существованию в обществе, прочувствовать обычную жизнь, насладиться её нехитрыми прелестями. Иными словами, нужна ресоциализация бывших наркозависимых, их возвращение к полноценной жизни в обществе!

 

Давайте разберемся: ресоциализация наркозависимых — что это и для чего нужна?

В психологии термин «ресоциализация» впервые был введен американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социокультурную среду в результате «дефектов» социализации. Психолого-педагогический подход предполагает понимание ресоциализации как «целенаправленной, комплексной, педагогически ориентированной системы воспитательного воздействия, направленной на преодоление у социально-неадаптивной личности асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности»

Ресоциализа́ция (лат. re (повторное, возобновляемое действие)— это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни. Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией. Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации.

Ресоциализация — процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. В данном случае ресоциализация может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей. Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, что актуа-лизирует процесс социализации на новом жизненном этапе. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их неосвоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников. В более узком смысле ресоциализация предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресо-циализация — вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде. Важнейшим условием успешной ресоциализации является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации.

Научиться жить в трезвости! вот главная цель ресоциализации.

Важным вопросом реабилитации является:
•обращение его внимания на свое физическое состояние
•привлечение к занятию спортом
•формированию здоровых привычек
•возврат навыков повседневной гигиены.

Необходимо убедить человека, что здоровое, тело может служить не только проводником ощущений, вызываемых наркотиками, но и дарить радость движения, контакта с другими людьми, работать, приносить радость другим.

Цель — научить человека чувствовать и радоваться жизни

Когда  заканчиваются физические и моральные страдания, к бывшему наркозависимому возвращаются обычные человеческие чувства и эмоции. Жить с ними надо заново учиться.

Простые радости от ощущения вкуса пищи, уюта от теплого дома и опрятной одежды сменяются потребностью в общении. Здесь надо пациента научить справляться с нахлынувшими на него переживаниями. Он должен овладеть наукой разговаривать с близкими и посторонними ему людьми, корректно выражать радость и разочарование. На этом этапе важную роль играет любовь близких и уважение к его проблемам, терпение, забота, умение прощать мелкие промахи и мягко указывать на ошибки.

Научить человека жить в обществе

Пока бывший наркозависимый находится в реабилитационном центре или в кругу семьи, окружающие, зная о его состоянии, стараются к нему приспособиться. Чтобы вернутся к нормальной жизни он должен освоить навыки поведения в незнакомом обществе. Со временем это должно привести к трудоустройству, нахождению нового круга общения, созданию семьи.

Именно для этого нужна скрупулезная работа по самоанализу, чтобы человек научился позиционировать себя в незнакомой обстановке, принимать верные решения, не вступать в конфликты, в том числе и с законом.

Помочь найти цели в жизни

Вернуться в жизнь, не значит уверенно по ней идти. Важнейшим этапом реабилитации и ресоциализации является осознание бывшим наркозависимым себя как целостной личности, определения целей в жизни, путей их достижения. Только когда человек подчиняет все свои действия решению этих задач, он не сможет вернуться к употреблению наркотиков, потому что они будут восприниматься, как тормоз развития. Главное найти свой путь и целеустремленно по нему двигаться.

Все описанные умения, потребности обычный человек осваивает в раннем детстве, для него они естественны и понятны. Тот, кто вышел из-под наркотической зависимости, необходимо учиться этому снова, а будучи взрослым это очень сложно, даже сложнее, чем научиться ходить после тяжелой травмы. Помочь пройти этот путь – главная задача сотрудников реабилитационных центров и близких того, кто вернулся в жизнь.